Тадаши Янаи (Tadashi Yanai)

Японский бренд повседневной одежды Uniqlo занимает твердую позицию на мировом рынке. Вывести бренд на международный уровень Тадаши Янаи помогла концепция GAP и душевное отношение к покупателям.

Тадаши ЯнаиКраткая справка о Тадаши Янаи
  • Дата рождения: 7 февраля 1949 г.
  • Образование: Японский университет Васэда.
  • Вид деятельности при старте: продавец в супермаркете JUSCO.
  • Текущий вид деятельности: японский бизнесмен, владелец крупнейшей торговой сети, основатель бренда одежды Uniqlo.
  • Текущее состояние: 15,1 млрд долларов, по состоянию на август 2017 года.

Тадаши Янаи – бизнесмен, миллиардер, положивший основу японскому бренду повседневной одежды Uniqlo. Сегодня торговая сеть распространена по всему миру и приносит миллиардные обороты.

Краткая биография Тадаши Янаи

Тадаши Янаи родился в 1949 году в японском городе Убэ в семье владельца магазина мужской одежды. Будущий бизнесмен окончил школу в своем городе и поступил в университет Васэда в Японии на факультет политологии и экономики.

В студенческие годы будущий предприниматель интересовался литературой на тему вывода компании на биржу. Янаи не испытывал особого рвения к знаниям. На тот момент его интересовала игра маджонг. В годы юности Янаи выступал против войны во Вьетнаме, а также был участником движения хиппи.

Тадаши Янаи

После окончания университета в 1971 году Янаи с престижным образованием пошел работать продавцом посуды в супермаркет JUSCO. Проработав около года, будущий бизнесмен был вынужден покинуть эту работу по требованию отца. Отец сказал, что его сын, имеющий хорошее образование, должен использовать свои знания с пользой в семейном бизнесе.

История семейного бизнеса Тадаши Янаи

История успеха Тадаши Янаи начинается с семейного дела своего отца, где будущий бизнесмен получил хороший опыт торговли.

Тадаши ЯнаиОтец Тадаши – Каничи Янаи открыл небольшой магазин мужской одежды Ogori Shoji в 1949 году. Магазин был известен необычным графиком работы – в отличие от конкурентов, он открывался в 6 часов утра.

Чуть позже, в 1963 году, отец Тадаши создал одноименную организацию, уставный капитал которой составил 6 000 000 йен. До крупной торговой сети было еще далеко, однако, к 1984 году сеть Ogori Shoji имела уже 22 магазина.

В 1972 году Янаи пришел работать в компанию отца. Со временем его захватил процесс торговли одеждой. Будущий бизнесмен твердо решил продолжать семейное дело.

Работы было много. Янаи занимался практически всеми делами самостоятельно – от поиска поставщиков до уборки торговых помещений. Работа в компании отца дала Тадаши хороший опыт организации рабочего процесса и привлечения клиентов.

Отец создал неплохую базу для начала развития, но сам Тадаши уверен, что создал свой бизнес практически с нуля.

Тадаши Янаи: Развитие бизнеса Uniqlo

Случившийся кризис в начале 90-х годов дал серьезный толчок бизнесу Тадаши. Люди начали экономить средства и обращали внимания на недорогую одежду эконом-класса. Компания Uniqlo, продающая дешевую простую одежду, смогла отлично заработать, в отличие от своих конкурентов, торгующих дорогостоящими вещами.

Получив неплохую прибыль, Тадаши стал расширять свой бизнес, открывая магазины в других небольших городах. К 1994 году сеть имела уже 100 магазинов в разных частях Японии.

“Каждый покупатель должен выходить из магазина довольным. Нужно удовлетворить потребности любого посетителя и исполнить его желания. Только так можно привлечь новых покупателей.”

В своих высказываниях Тадаши также упомянул, что «магазин без души – пустой сосуд».

Открытие собственного производства Тадаши Янаи

Тадаши долго не решался завести собственное производство, и только к 1995 году он выпустил первую линейку одежды, которая не оправдала свои ожидания. Янаи не стал отчаиваться и решился на выпуск еще двух пробных партий одежды. Ни одна из линеек не окупилась, все три выпуска оказались провальными.

Бытует мнение, что виной тому послужило сомнение покупателей в «некачественном товаре», ведь он почему-то продавался по низким ценам. Тогда Янаи принял критику строго и стал работать над ошибками, чтобы в дальнейшем превратить свое производство в известный национальный бренд Японии.

“Я не вижу ничего зазорного в том, что массовый потребитель не оценил линейку одежды. Нужно прекратить убыточный выпуск и работать над ошибками, чтобы вернуть доверие покупателя.”

Для развития собственного бизнеса Тадаши применял концепцию, которую на тот момент использовал известный бренд одежды GAP.

Инвестирование в другие проекты Тадаши Янаи

Тадаши не только развивал свой бренд, но и инвестировал средства в прибыльные проекты. В 2004 году Янаи купил большую долю акций Link International (ныне – Link Theory) – компании, выпускающей женскую и мужскую одежду, а также различные аксессуары.

В 2005 году Тадаши приобрел французский бренд женской одежды Comptoir des Cotonniers и Princesse tam-tam, специализирующийся на выпуске домашней одежды, купальных костюмов и нижнего белья. Последний под руководством Янаи к 2010 году имел уже 160 магазинов в 40 странах мира.

В 2007 году Янаи хотел приобрести известную американскую сеть Barneys, имеющую более 35 магазинов. Тадаши предложил владельцам 900 миллионов долларов, но собственники не согласились, планируя продать свой бизнес дороже арабскому фонду Istithmar World, предложившему за нее около 942 миллионов долларов. К 2009 году данная сеть оказалась на грани разорения. По мнению Тадаши, причина была в неправильной стратегии развития ее новых владельцев.

Магазин футболок UT Project

Наряду с основной деятельностью, в 2007 году Тадаши решил добавить и производство футболок. Для этого был создан новый магазин UT Project в Харадзюку.

Фирменным отличием бренда стала упаковка футболок – они продавались в необычных пластиковых капсулах.

Ассортимент был широким. Производство выпускало более 700 видов футболок разного стиля и дизайна. Цена на такую одежду была средней – до 12,99 фунтов.

Сотрудничество Тадаши Янаи с известными дизайнерами

В 2009 году Тадаши пригласил известного дизайнера Джил Сандер, которая ранее работала над собственным брендом, но вскоре занялась консультативным бизнесом. Янаи поручил ей курирование женских и мужских линий Uniqlo.

Первую коллекцию под руководством Сандер назвали +J и запустили осенью 2009 года. Она включала 100 женских и 40 мужских моделей одежды. Коллекция разлетелась довольно быстро, в Нью-Йорке собиралась огромная очередь за покупкой товаров линии +J.

японский магазин одежды uniqlo

Тадаши Янаи и известный дизайнер Джил Сандер.

После успешного начала Тадаши предложил Сандер долгосрочное сотрудничество. Следующей коллекцией стала Best of +J, которая также быстро раскупилась.

Сотрудничество с Сандер продлилось до 2012 года ввиду того, что Янаи решил уйти от стиля минимализма Сандер.

В этом же году был приглашён Джун Такахаши, бывший креативный директор Undercover. Вместе с новым дизайнером Uniqlo выпустила линейку одежды для всей семьи.

Первую коллекцию под названием Undercover x Uniqlo запустили сразу в 2012 году. В дальнейшем стали появляться коллекции с диснеевскими персонажами и героями известных сказок.

В будущем Тадаши сотрудничал также с Александром Плокоховым, дизайнером Helmut Lang, и Кристофом Лэмером, который впоследствии занял должность креативного директора парижского научно-исследовательского центра Uniqlo.

Бизнес Тадаши Янаи сегодня

Сегодня Fast Clothing Retailing является группой компаний, включающей 6 партнеров.

Таблица 1. Партнеры Fast Clothing Retailing
Партнер Товарный знак Описание
COMPTOIR DES COTONNIERS
Бренд женской одежды, создан в 1995 году во Франции.
PRINCESSE tam – tam
Бренд нижнего белья, купальных костюмов и домашней одежды. Сеть охватывает 40 стран мира.
GU
Бренд «свободного покроя», созданный компанией Fast Clothing Retailing.
HELMUT LANG
Бренд одежды реформаторского стиля, лаконичного дизайна без украшений.
Theory
Нью-йоркский бренд, выпускающий одежду в стиле New Basic.
PLST
Бренд различного стиля одежды концепции Second basic.

На сегодняшний день производство Uniqlo располагается не только в Китае, но и в других странах мира. По состоянию на 2017 год, прибыль компании выросла уже до 418 млрд йен.

Сегодня в компании Uniqlо имеется отдел экспертов-специалистов текстильной промышленности с 30-летним опытом работы. Они оказывают поддержку своим предприятиям и обучают персонал.

В Японии Uniqlo до сих пор занимает лидирующую позицию среди конкурентов. Однако на мировом рынке пока что лидируют GAP, H&M и Zara.

Тадаши планирует увеличить продажи по всему миру до 50 миллиардов долларов, 7-8% из которых должны быть получены на российском рынке, а также в планы предпринимателя входит приобретение бренда GAP, у которого он когда-то заимствовал концепцию развития бизнеса.

Сегодня в России находится 14 магазинов Uniqlo. Тадаши не собирается останавливаться на достигнутом.

Моей основной целью является превращение Uniqlo в главного игрока на международном рынке.

Тадаши Янаи

Динамика роста состояния за 2008-2017 годы.

Сейчас японский миллиардер занимает пост президента Fast Clothing Retailing, живет в Токио с женой и двумя сыновьями – Кодзи и Кадзуми.

Читайте также: